«Духовно – исторические святыни моей малой Родины.
мужской монастырь»
Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских, 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А.Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна женская община).
Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбова, основанного в 1636 году. В их числе Шацкий Черниев (1573 г .), Лебедянский Троицкий (1621 г .), Шацкая Вышенская пустынь (1625 г .), Санаксарский (1659 г .) и Саровский (1706 г .) монастыри, которые до революции 1917 года территориально относились к Тамбовской губернии и подчинялись Тамбовским архиереям. В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области. В наше время на территории Тамбовской епархии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря, и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь.
Среди тамбовских монастырей большой известностью пользовался основанный святителем Питиримом Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, расположенный в нескольких километрах от Тамбова на берегу реки Цны в живописной дубраве Тамбовского Трегуляевского леса
Предание связало с этой обителью замечательное событие, напоминающее о тесной духовной связи святителя Питирима и святителя Митрофана Воронежского. Любя уединение, Преосвященный Питирим, как только дозволяло время, удалялся за Тамбов, в густой лес, и там предавался богомыслию и молитве. Однако такие прогулки не могли полностью удовлетворять монашескую потребность в молитве, поэтому святитель определил устроить в тихом, лесистом месте особую обитель и для того избрал лучшее место во время своих уединенных странствований. Об этом он рассказал прибывшему к нему дорогому гостю, Воронежскому святителю Митрофану, прося его «освидетельствовать и благословить во славу Божию избираемое им место для обители». Таким образом, оба посетили то место, где впоследствии стала красоваться святая обитель. К двум достопамятным мужам предание присоединяет еще и третьего, известно только его имя - Иннокентий.
В ознаменование этого замечательного события в Тамбовской летописи был отмечен не только год, но и число освящения места - второй день по Воздвижению Креста Господня, 15/28 сентября 1688 года. Новостроящуюся обитель епископ посвятил великому пустыннику и постнику - Предтече и Крестителю Господню Иоанну - как бы в воспоминание о любимой Вяземской обители Смоленской епархии, где он начинал свое монашеское служение, а по имени речки Трегуляевского Ржавца монастырь получил название Трегуляевской пустыни. Первоначально для постройки монастыря было избрано не то место, которое занимает монастырь теперь. Прежнее место находится в полуверстах от берега реки Цна, к востоку, в глубь леса. Оно отмечено деревянным крестом с распятие Спасителя, водруженным, по преданию, Епископом Питиримом.
Первый монастырский храм был построен в 1691 году и освящен владыкой Питиримом во имя Иоанна Предтечи, Строительным материалом для него служил широко используемый в крае сосновый брус.
В первые десятилетия своего существования пустынь пользовалась большим авторитетом среди местных жителей. Об этом свидетельствуют многочисленные пожертвования, которые позволили монастырю отстроиться и укрепить свое хозяйственное положение.
Крупнейший пожар в 1717 году полностью уничтожил все монастырские постройки, но уже в 1720 году обитель была полностью восстановлена на добровольные пожертвования жителей Тамбова. На месте сгоревшей появилась новая двухэтажная Предтеченская церковь. Через 53 года в монастыре появилась другая - Введенская церковь.
С 1791 года деревянное строительство в монастыре уступает каменному. Монастырскую территорию в 1795 году ограничила каменная стена. Конец XVIII столетия был временем повсеместного каменного строительства не только в Трегуляевском монастыре, но и во всей епархии. Оно было связано с деятельностью Тамбовского епископа Феофила (Раева). При владыке Феофиле на щедрые пожертвования тамбовских дворян Севостьянова Ш.Ф. и Бегичевой М.С. началось строительство главного монастырского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь и возведенная рядом с ней колокольня не подвергались перестройкам до начала XX века, сохраняя чистоту архитектурного стиля, характерного для провинциального зодчества конца XVIII - начала XIX веков. Главный храм Трегуляевской обители имел некоторое сходство с Успенским храмом Саровской пустыни, так как строительство осуществлялось под руководством бывшего послушника Нафанаила из Сарова.
Второй храм, во имя Спаса Нерукотворного, возведенный в русско-византийском стиле, стал настоящим украшением Трегуляевского монастыря. Он был заложен в 1895 году, но из-за ограниченности средств строился около десяти лет.
В 1811 году Трегуляевский монастырь получил статус штатного третьеклассного. Средствами его существования были проценты с капитала и доходы от хозяйственной деятельности братии. Братия (20-30 человек) занималась огородничеством, пчеловодством, ремеслами и ежегодной продажей небольшого количества строевого леса. Паломников привлекали уют и благоустройство Предтеченского монастыря, поражали красота фруктовых садов и тенистые липовые аллеи, ведущие к храмам. У южной стены Предтеченского храма находилось могильное надгробие Новочеркасского архиепископа Афанасия (1847 г .); у северной - Тамбовского епископа Николая (1864 г .); на монастырском кладбище - захоронения именитых жителей Тамбовского края.
Святынями Предтеченского монастыря были икона-складень, именуемая «Неопалимая купина», и икона Божией Матери «Скоропослушница», исполненная на кипарисовой доске большого размера и привезенная в 1867 году из Афонской обители.
В годы Гражданской войны монастырские постройки, предназначенные для милосердного служения, стали использоваться новой властью как места заключения. Один из постоянных тамбовских лагерей размещался в Трегуляевском монастыре. Эти лагеря были пропускными пунктами для высылки людей за пределы Тамбовской губернии. В материалах Трегуляевского лагеря - история трагических судеб людей разного возраста: стариков и старух, молодых женщин с маленькими детьми, арестованных как заложников.
В 1922 году была закрыта церковь и выселены священнослужители. В 1924 году Трегуляевский монастырь был включен в списки памятников церковной архитектуры, которые надлежало охранять государству. Однако списки не помешали местным властям в 1929 году решить вопрос о разборке монастырских построек. Предпоследняя страница истории Трегуляевского монастыря была драматичной - в нем открылась колония малолетних преступников. Позднее все сооружения одного из старейших тамбовских монастырей были полностью разрушены, а на территории монастыря разместилась воинская часть. Несмотря на это, никогда не зарастала тропа народной веры к источнику святителя Питирима. В Трегуляевский лес всегда стремились паломники, чтобы испить воды святого источника и окунуться в его живительную прохладу.
Начиная с 1998 года, усилиями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, администрации области и верующих началось возрождение обители. Был расчищен склон у реки, раскопан колодец, началось строительство храма и крытой купальни. В 2002 г . на территории бывшего Трегуляевского монастыря был возведен новый храм в честь Второго обретения мощей Святителя Питирима и часовня над источником, которую 8-го августа того же года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II во время своего третьего Первосвятительского визита в Тамбовскую епархию. Освящение храма состоялось 1 сентября 2002 года. Возглавил освящение викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Истринский Арсений в сослужении архиепископов Нижегородского и Арзамасского Евгения, Симбирского и Мелекесского Прокла, викария Нижегородской епархии епископа Ветлужского Феодосия.
Дальнейшее возрождение Трегуляевского монастыря продолжается попечением нового управляющего Тамбовской Епархией епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия. На территории новопостроенного православного центра образовано Архиерейское Подворье. Продолжились работы по благоустройству территории: установлен забор, проведена газификация подворья, построена современная система отопления храма и дома настоятеля, установлены монастырские врата, которые украсили иконой его основателя – святителя Питирима.
Возобновилось богослужение в храме свт. Питирима и паломничество в монастырь и к святому источнику.
В храме святителя Питирима архиерейского подворья бывшего Трегуляевского монастыря теперь богослужения совершаются:
В воскресные дни, двунадесятые, великие и храмовые праздники;
— всенощное бдение совершается накануне воскресных дней (по субботам) и накануне праздников, начало в 15-00 часов;
— начало Божественная Литургия - в 9-00;
— молебен с акафистом святителю Питириму, епископу Тамбовскому чудотворцу служится в воскресные дни, начало в 8-00 .
Таинство Крещения совершается по субботам в 12-00; запись на крещение предварительная
Таинство венчания совершается: по пятницам в 12-00 и воскресным дням в 13-00; венчание совершается только после предварительной беседы брачующихся со священником;
беседы проводятся по субботам – с 14-00 до 15-00; и в 17-30, а в воскресенье – после 14-00.
Храм и святой источник открыты для посещения ежедневно с 7-00 до 19-00.
Понедельник – санитарный день (купели закрыты для посещения).
Для организованных групп паломников проводятся экскурсии по территории бывшего Трегуляевского монастыря и архиерейского подворья.
Желающие могут обратиться в храм к регистратору. 392518, Тамбовская обл., Тамбовский р-н, пос. Трегуляй, Архиерейское подворье-храм святителя Питирима. Тел. 48-91-43 (храм), 576-039.
Благодарю за предоставленную информацию студента группы Ф - 31 ТОГОУ СПО "Педагогический колледж" Жалнина Романа.
ОтветитьУдалить