воскресенье, 1 мая 2011 г.

"Сто шагов в небеса"

Не могу не поделиться материалами исследовательской работы моих студентов  Трофимовой Т., Жалнина Р,  Румыниной Е.
Введение:
Основополагающий вопрос, подвигнувший нас к исследовательской работе: Существуют ли  в наше время святые - наши сверстники? 
В ходе рассуждений была выдвинута гипотеза:
 В век атома, генетики, информатизации общества, прагматизма молодого поколения существование святых невозможно.
В современном обществе люди  выстраивают свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.
Нами была поставлена цель: найти реальные свидетельства, подтверждающие или опровергающие гипотезу о существовании святых – наших современников.
В ходе анализа и синтеза  различных источников информации был собран материал о юноше, нашем современнике, Евгении Родионове, рядовом  армии России, убитом в плену в Чечне, прославленном в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви.  Ему и посвящена исследовательская работа   «Сто шагов в небеса.»         
Основная часть:                  
Мы часто задаемся вопросом: кто такие святые?
Святые люди (или угодники Божии) так называются потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведной жизнью.
Сейчас, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая живущим на земле.
Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и смерть.
21 октября 2008 года воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви Является местночтимым святым в Сербии. Заведующий сектором военно-воздушных сил Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами священник Константин Татаринцев предложил прославление по формуле «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».
История подвига.
Крещен Евгений был в детстве. Это была скорее дань традиции. Родители его, как и большинство из нас в советские семидесятые, редко вспоминали о Боге. Одной из отличавших его черт было упорство. В двенадцать лет (в 1989 году) он надел на себя крестик и более не снимал его. Любовь Васильевна как-то стала увещевать его: “Ты хотя бы иногда, на людях, снимай крест, не показывай, что носишь его”. Сын ответил: “Никогда, мама, так больше не говори”. Рос он физически крепким. Занимался боксом, даже добился второго места в турнире, но внезапно ушел оттуда, сказав только: “Не могу бить людей по лицу”.
Внутреннее духовное состояние сына осталось для матери загадочным: “Я сейчас сама у него Вере учусь, а тогда все внимание работе уделяла, чтобы одеть, прокормить, чтобы он обделенным себя не чувствовал. Он ведь без отца рос, с мужем мы разошлись. Но Евгений любил нас обоих. Из-за этой любви никого больше себе не искала. Жила для сына”.
Мальчик он был не замкнутый, друзья были, но что-то в себе носил, что-то обдумывал. Ездил на службы в Подольский храм, но у кого там окормлялся — неизвестно. Всегда носил на себе христианский пояс: “Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго водворится...” В нем и в армию поехал. Когда пришла повестка — в военкомат сразу пошел, не увиливал. “У них в компании все ребята такие. Если нужно выполнить долг — выполним”, — сообщила Любовь Васильевна. Как парня крепкого, не имевшего отклонений и приводов в милицию Евгения определили в пограничные войска. Из “учебки” он писал матери нежные, полные любви, стихи. Читая их, она чувствовала, что уже тогда сын прощался с ней. Хождение по кругам ада на земле для Любови Васильевны началось с получения телеграммы о том, что сын самовольно оставил военную часть.
Некоторое время прошло в переписке с войсковой частью. Она убеждала, что сын не мог дезертировать. Ей не верили — по подвалу дома стали рыскать милиционеры. Почувствовав беду, мать решила ехать к последнему месту службы сына — на чечено-ингушскую границу. Командир части, где служил Евгений, полковник В. Н. Буланичев, не поинтересовавшись, как она добралась, где разместилась, не голодна ли, не предложив ей даже присесть, недовольно буркнул, что, мол, немного не разобрались: ее сын не дезертир, в плену он. По прибытии из учебки его с тремя солдатами отправили на блокпост (полгода в армии, три недели в Чечне, без офицера или прапорщика, без задачи, обусловленной боевыми действиями!). К блокпосту вплотную подъехала машина “скорой помощи”, из нее выскочили боевики и, подхватив солдатиков, затолкали в машину и увезли в Чечню. Непосредственный начальник ее сына — старший лейтенант Кузнецов, вышел к ней в домашних тапочках, и растерянно хлопая глазами, начал объяснять, что он вообще не знал, что тут война, думал просто надо границу охранять в Ингушетии. Любовь Васильевна поняла, что командир части и старший лейтенант равнодушны к судьбе ее сына. Они порекомендовали ей ехать домой и не мешаться. Она решила идти к Сергею Ковалеву, активно развернувшемуся с “Комитетом матерей” в станице Орджоникидзевская. “Комитет” почему-то оказался из одних чеченок, получавших от Ковалева гуманитарную помощь. В их окружении, явно рисуясь, Ковалев заорал на мать: “Зачем ты пришла ко мне? Вырастила убийцу”. В начале этих хождений ей повстречалась Любовь Герасимовна Мелихова, мать другого военнопленного. Она дала Любови Васильевне важный, почти пророческий совет: “Твой сын, кроме тебя, никому не нужен. Ты обойдешь всю Чечню, всех их бандитских командиров. Никогда перед ними не рви на себе волосы, не валяйся в пыли. Не делай, как они. Веди себя достойно”. Так и старалась она поступать в дальнейшем, насколько хватало сил. Так все и вышло.
Поиски сына привели ее в станицу Асиновскую. С теплотой вспоминает местного настоятеля — отца Василия. Он с общиной принял ее, накормил, предложил пожить при Храме, осмотреться — новичку в Чечне опасно. В этом Храме она приняла первое Причастие Святых Тайн. Асиновская ранее была казачьей станицей, теперь же осталось несколько дворов. Приедут ночью казаки на БТР: “Отец, надо панихиду бы отслужить по погибшим”. Не медля ни минуты, облачается отец Василий, лезет в машину и едет отпевать павших...
На мой вопрос: “Как же она искала сына?” — поясняет, что для чеченцев все решают деньги. Подходишь к любому, кто по возрасту может быть боевиком (как правило, так и оказывалось), и, показав фотографию, предлагаешь деньги... Он становится посредником и берется за поиски. Он же обеспечивает твою безопасность, чтобы ему не лишиться обещанных денег. Без них никого ты не интересуешь. Любовь Васильевна сокрушается, что с самого начала всего этого не знала, может быть, и сына бы удалось спасти...
Как ей и предсказывали, мать Евгения обошла всю Чечню. Была у Масхадова, у Гелаева, у Хоттаба. Именно у Хоттаба удалось сделать фотографию на “полароиде”, где в кадре оказалась вместе с ним; обычно они с женщинами не фотографируются. В дальнейшем эта фотография была своеобразным пропуском при переходе на территорию другого отряда. Молилась Богу своими словами и жива оставалась чудом; она поименно знает матерей, которым чеченцы отрезали головы. Помнит, как ходили к Басаеву с отцом одного контрактника. Этот “Робин Гуд” на людях и перед камерами держался этаким добрым героем, а как вышли из аула — их под горой окружил отряд его брата Ширвани. Этот Ширвани, свалив ее, избил ногами и прикладом так, что когда доползла до своих, — три дня лежала в палатке на животе, ходить не могла. Отца того контрактника увидела потом в Ростове — среди неопознанных трупов. Она молилась Богу, чтобы найти сына. Не погубили ее ни минные поля, ни бомбежки, ни бандиты. Особенно тяжело бывало у ваххабитов — сильно наседали с принятием мусульманства, угрожали. В каждой деревне развернуто было внутреннее чеченское телевидение. Масхадов по нему вещал. Однажды показали на экране дерево с “чудесно появившейся” надписью — “Аллах акбар”. Как-то к ней привязались особенно сильно со сменой веры, и тогда она сказала им: “Покажите это дерево”. Отстали.
В одном из высокогорных лагерей в Шатойском районе условия содержания пленных были изощренно жестокими. Из 150 человек пленных в живых осталось 55. Солдаты Клочков и Лимонов изменили Вере, стали мусульманами. Их поставили сначала охранять пленных — охраняли; затем добивать их — добивали. А потом произошло самое страшное. Когда до этого лагеря добралась группа матерей, к ним выпустили пленных. И Лимонов, окруженный чеченскими и иностранными камерами, сказал своей матери Любе (ее звали, как и мать Евгения): “У меня нет матери, у меня есть только Аллах. Я не Костя, я — Казбек”. Его мать осела на землю и на глазах пожелтела и засохла, как сломанная ветка. Истерики не было, она тихо сгорела, еле слышно произнеся: “Лучше бы ты умер”. Вспоминая увиденное, Любовь Васильевна всякий раз благодарит своего сына за то, что он не предал ее, не предал своей Веры.
Евгений Родионов был казнен 23 мая 1996 года под Бамутом в день своего девятнадцатилетия. Мать находилась тогда в семи километрах от него. 24 мая Бамут был взят, а через две недели оставлен нашими войсками, согласно очередному предательству — Назранским соглашениям. О том, что сын был взят в плен именно Хайхороевым — Любовь Васильевна узнала только 21 сентября того же года. Тот сначала врал, что сын погиб во время бомбежки. Потом, нервничая и хватаясь за кобуру, рассказал, что казнил сына: “Я предупредил весь мир: не прекратите бомбить, начну казнить пленных”. Видя, что Хайхороев не пристрелит ее перед представителем ОБСЕ Ленардом, мать стала упорнее наседать на него. Тогда тот сказал, что у сына был выбор. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался...
Шестнадцать раз Хайхороев ставил разные условия выдачи тела сына. Тянул время, чтобы оно сильнее разложилось и не было видно, как именно он казнил Евгения. У них был внутренний приказ от Масхадова — обезображенные тела не выдавать. В конце концов отправил мать искать могилу на минное поле. При этом погиб помогавший Любови Васильевне капитан, подорвавшись на мине. У него осталось двое детей...
Не выдержал даже находившийся при Хайхороеве иностранный представитель ОБСЕ Ленард, начал просить за нее. Бандит в конце концов милостиво согласился отдать тела четверых пограничников, запросив сорок миллионов рублей. Или всех, или никого. Таких денег у матери не было. Но на Ханкале ее нашел очередной посредник: “Давай, сколько у тебя есть. Я покажу, где их зарыли. Буду ждать на краю Бамута. Клянусь”. Она знала, что верить было нельзя. Но в этот раз произошло чудо — в назначенное время ее и полковника Попова с саперами на окраине опустевшего Бамута ждал посредник. Он указал квадрат: 100 на 100 метров. Пришло отчаяние. Как же найти? С момента гибели прошло более полугода, земля завалена опавшими листьями. “Не бойтесь, мама, обязательно найдем”, — утешали ее солдаты. Но она там у реки стала просить Бога обрести тело сына. Денег нет, сил, после десяти месяцев блужданий по Чечне, тоже нет. Нет более и никакой надежды. В любой момент могут нагрянуть чеченцы, ведь они находятся на территории “свободной” уже “Ичкерии”. Она сказала сопровождавшему ее полковнику Попову, что не поверит в смерть сына, пока не увидит тело с его крестом. И тут крики солдата: “Крест! Крест!” Одиннадцать часов вечера, в ночной тьме разрытая, при свете фар, воронка. В ней три тела. Два солдата обезглавлены. И на одном из них сияет, как золотой, простенький крестик ее сына. (Позже она отметила, что из множества виденных ею трупов в Чечне и Ростове на опознании крестов не было. Видимо, чеченцы их срывали). Голова, вернее, череп, одного из солдат был найден вблизи воронки, а тело ее сына, с крестом на груди, по которому опознали погибших с ним солдат, так и оставалось обезглавленным.
Но на этом хождения по чеченскому аду не закончились. Пока перевозила тело сына в Ростов, он снился ей, все просил: “Мама, помоги!” И мать солдата вновь решила идти в Чечню, чтобы не оставлять там голову Евгения. Любовь Васильевна пришла в Ачхой-Мартан, нашла того чеченца-посредника и сказала ему: “Деньги ты у меня взял, а сына мне из морга без головы не отдают — не могут опознать”. Тот ей поверил и указал место, а затем сам принес голову. Наверное, тоже участвовал в казни. За время пребывания в Чечне она пересмотрела немало голов и даже черепов, и всякий раз не было сомнения — не он. Сейчас точно знала: он — Евгений. Уложив голову в сумку, выбиралась из Чечни. В Ростов возвращалась поездом. В вагоне к ней пристала проводница: “Что вы там везете? Такой запах”. Показала. “Это мой сын”. Проводница закричала: “Сумасшедшая”, привела врача. Мать ответила: “Я-то нормальная...”
Далее начались мытарства, связанные с отправкой тела Евгения на родину. Денег не было ни копейки. Квартира, в которой они жили с сыном, заложена, вырученные деньги пошли на уплату “чеченских услуг”. Пограничники почему-то посчитали, что не их забота заниматься отправкой и похоронами солдата. Пришлось давать телеграмму самому Бордюже, в чьем ведении пребывали тогда пограничные войска. В телеграмме сообщила ему, что если никто не отправит тело сына на родину, она привезет его на Лубянку и там, под окнами Бордюжи, сожжет его вместе с собою. Это был крик отчаяния. Бордюжа ответил ей телеграммой, где подробно расписал, что она получит после похорон сына. И все. Эту телеграмму она хранит до сих пор. Помог ей встреченный в госпитале генерал Персеянинов. Узнав обо всем, он изумился и организовал отправку тела ее сына домой. После Любовь Васильевна все же поехала в Москву к Бордюже. Толком объяснить не могла, зачем, наверное, посмотреть на их лица. Бордюжа для разговора с ней собрал целый военный совет. Ей-то, может, и надо было только услышать от него человеческое: “Прости, мать”. Но как вошла в кабинет, увидела их лица, поняла: “стена”. Государственные мужи стали выражать недовольство: “Вы, мамаша, нас от государственных дел отвлекаете”. Не выдержав, изможденная женщина сдернула со своей обритой от вшей головы парик и затрясла им перед носом Бордюжи: “Посмотри, во что вы меня превратили. Вы забрали у меня молодого здорового сына. Теперь вы говорите, что искали его. Это я его искала и нашла. Вы даже похоронить его не можете”. Мужей это не проняло, но в Бордюже, похоже, что-то шевельнулось и он отдал какие-то распоряжения в Московскую область. Денег потом все-таки дали, но опять-таки меньше, чем требовалось. Так до сих пор вся в долгах. Дома она сама переложила сына из “цинка ” в гроб, укрыла саваном. Друзья Евгения выбрали хорошее место для могилы на ближайшем погосте. Местный батюшка совершил отпевание. Помогала петь в хоре бывшая классная руководительница Евгения. На пятый день после похорон сын приснился радостным и сияющим. В этот день, пролежав долгое время на могиле сына, скончался от инсульта его отец Александр. Похоронила и его.
Увековечение памяти
Крест на могиле Евгения Родионова в деревне Сатино-Русское. Надпись на кресте:
«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года.»
В 2009 году школа № 4 г. Кузнецка Пензенской области была названа его именем. 25 сентября 2010 года во дворе школы состоялось открытие памятника Родионову в виде бронзовой свечи, пламя которой обнимает держащего крест воина. Создана скульптура воина Евгения «Свеча памяти» (автор — художник-скульптор Сергей Георгиевич Мардарь.
Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в алтаре.
Фильмы
  • Документальный фильм «100 шагов в Небеса» (телестудия Центра православной культуры «Лествица», режиссёр — Ольга Волынская, г. Днепропетровск, 2006), посвящённый 10-летию со дня мученической смерти пограничника Евгения Родионова (гран-при в номинации «документальный фильм» на IV Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова, Санкт-Петербурге.
  • Документальный фильм «Рядовой Евгений Родионов» (режиссёр — Олег Урюмцев, 2008), посвященный Евгению Родионову.
  • Специальный приз имени Е. Родионова вручается на Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова.
Спектакли
Спектакль о воине Евгении создан учащимися православной гимназии в честь святых Царственных Страстотерпцев при храме святого Праведного Симеона Верхотурского (Екатеринбург). Радиоверсия постановки была представлена в эфире радиоканала «Воскресение».
Песни
Евгению Родионову посвящены песни:
  • «Евгений Русский» в исполнении Александра Харчикова.
  • «Баллада о Евгении Родионове» в исполнении Александра Маршала.
  • «Господи, спаси!», слова и музыка Ольги Дубовой.
  • «Плен», слова и музыка Алексея Витакова.
Храмы
Разное
В Днепропетровской области (Украина) проводится открытый турнир по греко-римской борьбе среди школьников памяти почётного казака Самарского полка Запорожского казачества Евгения Родионова.
Молитвы и иконы
Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению[.
Молитва мученику Евгению:
Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся
Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:
Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.
В десятках храмов находятся портреты мученика за Христа воина Евгения (в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа, на Алтае — в Акташе, Новоалтайске и Заринске, и т. д.).Иконы воина Евгения Русского пишутся и в Сербии. На Украине у священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионов. «Миро светлого цвета, с легким запахом хвои». Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.
Заключение: Гипотеза неверна… Герои России не в прошлом.
Евгений Родионов, образец мужества, чести, достоинства, веры и святости  – наш современник.
В пятнистой камуфляжной форме благоговейно подходят молодые пограничники к Чаше со Святыми Тайнами, и смотрит на них облаченный в такую же пятнистую камуфляжную форму новый мученик за Христа воин Евгений Родионов. Они почти сверстники, только эти ребята еще в начале Пути, который уже прошел до конца мученик за Христа воин Евгений.
И мы, молодое поколение,  будем  стремиться стать достойным будущим великой России

9 комментариев:

  1. Евгений Родионов - образец мужества для любого из нас. Я рада, что благодаря сетевым сообществам об этом герое будут знать многие.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Светалана Валентиновна, на меня проект Ваших ребят произвел огромное впечатление! Вы с ребятами провели очень нужную и важную работу! Ведь благодаря подобным проектам ребята будут знать, что герой - это не какое-то абстрактное понятие из далекого прошлого, они живут среди нас, что совершить подвиг может парнишка, с которым сидел, например за одной партой в школе. Я надеюсь, что Вы не собираетесь останавливаться на этом и продолжите свои исследования! Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана Валентиновна , мне очень понравилось.... все статьи очень интересные... много можно узнать и научиться .понравилось больше всего Сто шагов в Небеса.......

    ОтветитьУдалить
  4. мне очень понравился этот проект. Евгений Родионов действительно образец мужества, чести, достоинства.

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемая Светлана Валентиновна мне очень понравился ваш рассказ.В наше не легкое время нужно во что то верить.Евгений Родионов это отличный пример для подражания.Спасибо Вам большое!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Светлана Валентиновна этот рассказ произвёл на меня огромное впечатление.Я очень высоко оцениваю подвиг Евгения Родионова, то что он не отрёкся от Христа и под страхом смерти отказался принимать ислам.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте Светлана Валентиновна!
    Я благодарна Вам, что Вы опубликовали работу ваших студентов, так как тема Чечни и Афганистана мне не безразлична. Я изучила большой материал о событиях в Афганистане и хотела бы сказать. Мальчишки, отдавшие жизнь в 18-20 лет за... и не сразу определишь за что, - это тоже Герои, хотя и не святые, а простые земные люди.
    С уважением Нина Дабочкина.

    ОтветитьУдалить
  8. Уважаемая Светлана Валентиновна! Большое Вам спасибо за такой интересный материал. Ваша работа заслуживает глубокого уважения. Обязательно познакомлю с этим материалом своих учеников. Думаю, никто не останется равнодушным. Ведь судьба Евгения Родионова, нашего современника, - живой пример мужества и героизма, любви к своей стране, верности святыням. И пусть ребята знают, что и в наше время, сложное и во многом противоречивое, тоже есть настоящие герои. От всей души желаю Вам творческих успехов!.
    С уважением Сивкова Л.Б., учитель русского языка и литературы МОУ Пахотно- Угловской сош

    ОтветитьУдалить
  9. Очень благодарна всем читателям этой страницы за живой отклик.
    "Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество" Аристотель
    "Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком" Поль Бриола
    "Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьба ни отнимала от нее друзей, она в конце концов всегда их себе создает" Ромен Роллан

    ОтветитьУдалить